В соответствии со статьей 233 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК РБ) индивидуальный трудовой спор по вопросам применения законодательства о труде, коллективного договора, соглашения рассматривается:
1) комиссией по трудовым спорам (далее – КТС);
2) судом.
КТС образуется сроком на один год из равного числа представителей профсоюза и нанимателя (часть первая статьи 235 ТК РБ). Минимальное количество членов КТС не установлено. Общее количество членов КТС определяется по соглашению между нанимателем и профсоюзом с учетом конкретных условий (численности работников, местонахождения структурных подразделений, частоты обращений и т.д.).
Наниматель назначает своих представителей в состав КТС приказом, а профсоюз избирает своих представителей решением профсоюзного комитета. Членом КТС от профсоюза может быть любой работник – член данного профсоюза. Полномочия представителей сторон должны быть подтверждены доверенностями, выданными в установленном порядке (часть третья статьи 235 ТК РБ).
Состав КТС утверждается ежегодно. Формирование ежегодного состава КТС происходит в таком же порядке, что и при первоначальном образовании, т.е. профсоюз избирает, наниматель назначает своих представителей. При увольнении работника – члена КТС необходимо избрать (назначить) нового представителя стороны в КТС.
Компетенция КТС:
Согласно статье 236 ТК РБ в компетенцию КТС входит рассмотрение трудовых споров о (об):
1) установленных расценках и нормах труда, а также условиях для их выполнения;
2) переводе на другую работу и перемещении;
3) оплате труда, в том числе при невыполнении норм труда, простое и браке, совмещении профессий (должностей) и заместительстве, за работу в сверхурочное и ночное время;
4) праве на получение и размере причитающихся работнику премий и вознаграждений, предусмотренных действующей у нанимателя системой оплаты труда;
5) выплате компенсаций и предоставлении гарантий;
6) возврате денежных сумм, удержанных из заработной платы работника;
7) предоставлении отпусков;
8) выдаче специальной одежды, специальной обуви, средств индивидуальной защиты, лечебно-профилактического питания.
Указанный перечень вопросов не является исчерпывающим, КТС может рассматривать также споры о:
- переводе на другую работу и выплате среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы в связи с незаконным переводом;
- взыскании заработной платы, включая надбавки, предусмотренные системой оплаты труда;
- размере заработка, начисленного с учетом коэффициента трудового участия;
- применении дисциплинарных взысканий;
- неправильных или неточных записях в трудовой книжке сведений о заключении, изменении или прекращении трудового договора, если эти записи не соответствуют приказу (распоряжению) руководителя или другим документам;
- выплате выходного пособия, денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск и другие споры.
Согласно статье 242 ТК РБ работник вправе обратиться в КТС в 3-месячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Указанный срок начинает течь со дня, следующего за днем, когда работнику стало известно либо должно было стать известно о нарушении своего права (часть первая статьи 10 ТК РБ).
Заявление работника, поступившее в КТС, подлежит обязательной регистрации (часть первая статьи 237 ТК РБ). Заявление подается в КТС в письменном виде, которое регистрируется в соответствующем журнале. При этом желательно выяснить, какие доказательства имеются у работника, его просьбы о вызове свидетелей, об истребовании документов и т.п.
В заявлении следует указать:
1) наименование комиссии и название организации, в которую направляется заявление;
2) фамилию, имя, отчество заявителя, место его работы и должность, местожительство;
3) суть спора.
К заявлению работнику целесообразно приложить документы, подтверждающие указанные в нем обстоятельства (например, копии приказов, уведомлений, справки). В конце заявления ставится личная подпись обратившегося гражданина.
Комиссия не вправе отказать в приеме заявления из-за не подведомственности спора. Если спор КТС не подведомственен, то комиссия должна вынести решение об отказе в разрешении спора. Это решение работник имеет право обжаловать в суд.
Работник, в чьи обязанности входит ведение делопроизводства КТС, извещает работника, подавшего заявление, членов КТС, иных заинтересованных лиц, свидетелей о дате и времени рассмотрения трудового спора. Форма извещения законодательно не установлена, поэтому известить работника возможно как устно (о чем работник, например, может расписаться в журнале учета заявлений в КТС), так и письменно. Спор рассматривается в присутствии обратившегося работника. Рассмотрение трудового спора в отсутствие работника допускается только при наличии его письменного заявления с просьбой о рассмотрении спора без него. На заседании КТС ведется протокол.
свернуть