Родительский университет

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Основные задачи Родительского университета:

  • формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания;
  • обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Тематика встреч с родителями с рамках родительского университета посвящена центральным проблемам воспитания с учетом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды:

  • для родителей учащихся 1-4 классов – «Мой ребенок – младший школьник»,
  • для родителей учащихся 5-9 классов – «Мой ребенок – подросток»,
  • для родителей учащихся 10-11 классов – «Мой ребенок – старшеклассник».

Положение о родительском университете

развернуть

Взаимодействие учреждений образования с семьей.

Организация «родительских университетов»

    Актуальной формой организации работы с родителями в 2020/2021 учебном году в учреждениях общего среднего образования станет реализация проекта «Родительский университет». Назначение родительских университетов – психолого-педагогическое просвещение родителей, ознакомление с информацией по различным вопросам воспитания, создание условий, способствующих развитию взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.

   Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

   Основные задачи Родительского университета:

  • формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания;
  • обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

   Университет открывается и работает на базе ГУО «Плещицкая средняя школа».

В своей работе университет руководствуется:

         -   Кодексом Республики Беларусь об образовании;

         -   Кодексом Республики Беларусь о браке и семье;

    - Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году»;

         Положением;

       - иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь, методическими материалами Министерства образования Республики Беларусь.

   Для организации работы родительского университета необходимо наличие следующих документов:

         - Копия приказа об организации родительского университета;

         - Положение о родительском университете;

         - План работы родительского университета;

      - наличие рубрики «Родительский университет» на официальном интернет-сайте учреждения образования.

   Университет находится в непосредственном подчинении директора школы Н.Л.Дубинецкого.

   Руководство работой университета осуществляет заместитель директора по воспитательной работе Я.Д.Безух.

   На официальном интернет-сайте учреждения образования создается рубрика «Родительский университет» с возможностью интерактивного общения целевой аудитории. Администрирование рубрики на общественных началах осуществляет учитель информатики, которому данная функция вменяется приказом директора школы.

   Организация образовательного процесса в университете осуществляется исходя из запросов родителей и законных представителей несовершеннолетних.

   Учебный год в университете начинается с 15 октября и заканчивается не позднее 25 мая учебного года и состоит из 4-х сессий:

1-я сессия – октябрь-ноябрь;

2-я сессия – декабрь-январь;

3-я сессия – февраль-март;

4-я сессия – апрель-май.

   Тематика занятий в университете разрабатывается по каждому направлению с учетом запросов родителей и законных представителей несовершеннолетних.

   К проведению занятий в университете могут привлекаться на добровольных началах преподаватели, педагоги, воспитатели, специалисты разных областей, а также представители родительской общественности, являющиеся признанными специалистами в своей профессиональной деятельности. Кадровые ресурсы формируются руководством родительского университета при поддержке директора школы.

   Обучение родителей может осуществляться как в очной, так и в заочной (дистанционной) форме по циклам:

         - 1 цикл для родителей обучающихся I ступени общего среднего образования,

         - II цикл— для родителей обучающихся II ступени общего среднего образования,

         - III цикл— для родителей обучающихся III ступени общего среднего образования.

   В случае ухудшения эпидемиологической обстановки применяется дистанционная форма обучения.

   Занятия в университете могут быть организованы в виде теоретических семинаров, семинаров-практикумов; дискуссионных занятий («круглый стол», диспут, дебаты и др.); тренинговых занятий; деловых и ролевых игр, педагогических чтений и др.

   Все участники родительского университета равноправны и могут вносить предложения по совершенствованию организации и содержания занятий; активно участвовать в работе университета; расширять тематику учебных модулей.

   Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком.

свернуть

План работы родительского университета на 2023/2024 учебный год

развернуть

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГУО «Плещицкая

средняя школа» Пинского района

___________Н.Л. Дубинецкий

«_____» _________________2023г

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I – IV классов

Название темы занятий

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные

1 класс

1.  

Адаптация учащихся в 1 классе

октябрь

рекомендации

классный руководитель, педагог-психолог

2.  

Организация режима дня школьника

декабрь

беседа-обсуждение

классный руководитель

3.  

Значение семейных традиций в формировании и  развитии ребенка

март

круглый стол

классный руководитель

4.  

Положительные эмоции в жизни школьника

май

психологический тренинг

педагог-психолог

2 классы

1.  

Как родители могут помочь ребенку учиться

октябрь

информирование

классный руководитель

2.  

Главные правила здорового образа жизни

декабрь

рекомендации

классный руководитель

3.  

Влияние семьи на эмоциональное состояние ребенка

март

лекторий

педагог-психолог, педагог социальный

4.  

Трудовое воспитание детей в семье

май

круглый стол

классный руководитель

3 класс

1.  

Значение школьной отметки в жизни ребенка

октябрь

беседа-обсуждение

классный руководитель

2.  

Психологические и физиологические особенности третьеклассников

декабрь

лекция

педагог-психолог

3.  

Здоровая семья – здоровый ребенок

март

круглый стол

педагог-социальный

4.  

Эффективное общение в семье – залог успеха

май

Семинар-практикум

педагог-психолог, педагог социальный

4 класс

1.  

Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов

октябрь

лекция

педагог-психолог

2.  

Как научить своего ребенка жить в мире людей

декабрь

дискуссия

классный руководитель, педагог социальный

3.  

Ребенок и компьютер

март

круглый стол

классный руководитель, педагог социальный

4.  

Книги в жизни школьника

май

беседа-обсуждение

классный руководитель

 

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся I – IV классов

класс

тема консультаций для родителей

ответственные

1

 

 

Леворукий ребенок в школе

классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

Развитие памяти и внимания младших школьников

Отношения в семье как основа взаимопонимания

Поощрение и наказание детей в семье

2

Воспитание вежливости

классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

Как на самом деле любить своих детей?

Роль отца в воспитании ребенка

Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка

3

Как выявить и развить способности детей?

классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей

Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста

Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка?

4

Как помочь ребенку правильно распределить свое время?

классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный,

Неуспешный учащийся: причины и способы решения проблем

Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей

Организация свободного времени детей в период летних каникул

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

II ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся V – IX классов

Название темы занятий

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные

5 класс

1.  

Адаптация ребенка в новом коллективе

октябрь

Семир-практикум

классный руководитель, педагог-психолог

2.  

Ребенок среди сверстников

декабрь

беседа-обсуждение

классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

3.  

Ваш ребенок вырос

март

беседа

педагог-психолог, педагог социальный

4.  

Меры наказания и поощрения в современной семье

май

круглый стол

педагог-психолог, классный руководитель

6 класс

1.  

Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи

октябрь

лекция

педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель

2.  

Профилактика проблемного поведения подростков

декабрь

рекомендации

классный руководитель

3.  

Безопасность подростков в сети Интернет

март

семинар-практикум

педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель

4.  

Организация летнего отдыха подростков

май

рекомендации

классный руководитель

7 класс

1.  

Психологические и физиологические особенности семиклассников

сентябрь

лекция

педагог-психолог

2.  

Профилактика правонарушений подростков

ноябрь

беседа

педагог-социальный

3.  

Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

февраль

дискуссия

педагог-социальный, педагог-психолог

4.  

Как повысить учебную мотивацию подростков

апрель

беседа

педагог-психолог, классный руководитель

8 класс

1.  

Жизненные цели подростков

октябрь

лекция

педагог-психолог, педагог социальный

2.  

Как уберечь подростка от насилия

декабрь

конференция

педагог-психолог, педагог социальный

3.  

Осторожно: суицид

март

Семинар-практикум

педагог-психолог, педагог социальный

4.  

Культура поведения в конфликтных ситуациях

май

круглый стол

педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель

9 класс

1.  

Портрет современного подростка

октябрь

лекция

педагог-психолог, классный руководитель

2.  

Агрессия, ее причины и последствия

декабрь

семинар-практикум

педагог-психолог, педагог социальный

3.  

Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять

март

лекция

педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель

4.  

Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию

май

конференция

педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель

 

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся V – IX классов

класс

тема консультаций для родителей

ответственные

5

 

 

Мой ребенок становиться подростком

классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

Вопросы дисциплины

Компьютерные игры: польза или вред?

Ответственность родителей за воспитание детей

6

Школьные конфликты

классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

Трудности переходного возраста

Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ?

Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения

7

Ваш любимый неидеальный ребенок

классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

Любовь и дружба в подростковом возрасте

Предотвращение отчужденности между родителями и детьми

Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»?

8

О родительском авторитете

классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный,

Подросток в социальных сетях: что делать?

Как научить подростка быть ответственным за свои поступки?

Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания

9

Как научить детей распоряжаться деньгами?

классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный,

Интернет-зависимость: пути преодоления

Как помочь подростку в выборе профессии?

Ответственное родительство – залог благополучия семьи

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся X - XI классов

Название темы занятий

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные

10 класс

1.  

Здоровье – это жизнь

октябрь

беседа

педагог социальный

2.  

Первая любовь в жизни вашего ребенка

декабрь

круглый стол

педагог-психолог

3.  

Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек

март

беседа

педагог-психолог, педагог социальный

4.  

Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

май

круглый стол

педагог-психолог, классный руководитель

11 класс

1.  

Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

октябрь

семинар-практикум

педагог-психолог, классный руководитель

2.  

Как уберечь ребенка от зависимостей?

декабрь

беседа

педагог-психолог, педагог социальный

3.  

Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни

март

круглый стол

педагог социальный, классный руководитель

4.  

Как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам?

май

рекомендации

педагог-психолог, классный руководитель

 

 

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся X - XI классов

класс

тема консультаций для родителей

ответственные

10

 

Личное ли это дело- личное счастье?

классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников

Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания

Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников

11

Трудности личного роста и их влияние на обучение

классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у подростков

Закон и ответственность несовершеннолетних

Самореализация личности

 

свернуть

Как родители могут помочь ребенку учиться

развернуть

                                         Дать детям радость труда, радость успеха в учении,

                                         пробудить в их сердцах чувство гордости,

                                         собственного достоинства – это первая заповедь воспитания…

                                                                                             В.А. Cухомлинский

Родители придают большое значение образованию своих детей, но при этом не всегда точно знают, как помочь ребёнку с учёбой, а во что лучше не вмешиваться.

Особенно остро этот вопрос стоит с начальной школой, когда всё только начинается, закладывается база и определяется отношение к учёбе на все будущее.

Соблюдение режима дня — важное условие успешной учёбы ребенка.

Соблюдение режима помогает ребёнку справиться с учебной нагрузкой, способствует укреплению его здоровья, защищает его нервную систему от переутомления. У 20% учащихся слабое здоровье является основной причиной неуспеваемости в начальных классах.

При планировании учебной работы учащегося и других обязанностей по дому, свободных занятий, родителя важно иметь в виду, что всему должно быть отведено определённое время.

Если ребёнок не выспался – он не может думать продуктивно. Ребёнку необходимо спать минимум 8 часов в сутки. Научно доказано, что во время сна мозг не отдыхает, а усваивает новую информацию, полученную за день. Детикоторые высыпаются, учатся быстрее, лучше фокусируются и эффективнее запоминают.

Питание также важно: не слишком много, не слишком мало. Включите в рацион ребёнка жирную рыбу, яйца и орехи. И вода. Ребёнок должен пить достаточно воды. Купите ребёнку красивую многоразовую бутылку для воды и приучите регулярно ее выпивать и наполнять снова. Спорт несколько раз в неделю помогает мозгу справляться с нагрузками. Исследования показывают, что память и ясность мышления улучшаются уже после 15 минут тренировки. Отдых также необходим детям, как и учёба. Для начальных классов лучший отдых – это игра. В учёбе нужно делать перерывы: на каждые 25-30 минут активной учёбы необходимо 5-10 минут отдыхать. Время для домашнего задания нужно выделить днём или рано вечером, но не ночью. Лучше чтобы ежедневно это было одно и то же время, чтобы выработалась привычка. Самый сложный материал нужно повторить перед сном – тогда он лучше обработается мозгом ночью – и на утро легче вспомнится!

Обратите внимание на то, в каких условиях дома учится ваш ребёнок: на кухне при включенном телевизоре, перед компьютером с играми или в отдельной комнате, где ничего не отвлекает? Организуйте рабочее место для ребёнка – красивое и комфортное. Уберите всё, что может мешать. И старайтесь сами не отвлекать ребёнка.

Всякое необоснованное переключение ребёнка с одного дела на другое вредно и тем, что ребёнок вынужден бросать начатую работу, не закончив её. Если это войдет в систему, то у ребенка будет воспитана плохая привычка – не доводить дело до конца.

Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников.

Постоянно следите за записями домашних заданий в дневнике. Добивайтесь, чтобы ребенок записывал домашние задания.

Научите ребёнка учиться. Не делайте уроки за ребёнка, и не делайте уроки с ребёнком. Излишняя опека и контроль расслабляют. В результате, дети находятся в позиции ожидания помощи, указаний, поддержки. Дайте ребёнку возможность проявлять самостоятельность и ответственность.

Научите ребёнка, как организовать своё время, как работать эффективно, как ставить цели и добиваться их – а саму учёбу предоставьте ребёнку. Конечно, если ребёнок обратится за советом или попросит объяснить трудный материал, обязательно помогите ему. Но вместо того, чтобы решить за него задачу, объясните принцип решения. А еще лучше – посоветуйте ребёнку, что нужно сделать, чтобы самому найти ответ на свой вопрос. Так вы дадите ребёнку инструмент для успешной учёбы и уверенность в себе при любых обстоятельствах.

Лучшее, что вы можете дать ребёнку – это знание того, как он сам может найти, понять, и запомнить нужную ему информацию.

Все взрослые знают, что дела бывают срочные и несрочные, важные и не очень. Но детям это не так очевидно. Для детей, подготовка к тесту, чтение книги и компьютерная игра могут стоять на одном уровне срочности и важности. Вместе с ребёнком обсуждайте, какие дела у вас сегодня вечером важные, а какие не очень: приготовить ужин, погулять с собакой, поиграть на компьютере, поболтать с подругой. Вместе тренируйтесь ставить цели. Таким же образом, тренируйте ребёнка ставить самому себе цели: хочется в воскресенье поехать к другу в гости, значит, уроки нужно сделать в субботу. Дальше – цели более длительные: хочется получить хорошую оценку за тест, значит нужно учить слова каждый день, читать тексты и делать задания, на уроках активно работать и задавать вопросы, сделать конспект, а перед тестом все повторить вовремя.

Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка

Некоторые дети заняты весь день, больше взрослых: после школы они посещают тысячу кружков и секций, занимаются тремя видами спорта, у них есть репетиторы по многим предметам. А ещё родственники, друзья, общение, интернет, игры. И отдых, которого нет. Не старайтесь объять необъятное, не записывайте ребёнка в 10 кружков и секций. Лучше помочь самому ребёнку определить свои склонности и интересы – и отправить в соответствующую студию.

Иногда родители слишком спешат научить детей всему и сразу: читать в 2 года, английскому в 3 года, писать в 4, математике в 5... Излишняя нагрузка не по возрасту приводит к стрессу и усталости. При первых неудачах или трудностях родители расстраиваются. Ребёнок при этом теряет веру в свои силы и развивает негативное отношение к учёбе.

Родители нервничают и нанимают репетиторов. Это приводит к еще большей нагрузке – и всё по кругу. Относитесь терпеливо к процессу развития ребёнка. До школы и в самом начале школы игра и социальные навыки – намного важнее учёбы и знаний. И помните, что трудности в учёбе – это также шанс для ребёнка научиться решать проблемы, справляться с неудачами и учиться на своих ошибках.

Нередко родители помимо заданий учителя нагружают своего ребёнка дополнительными (необходимыми, по их мнению) учебными заданиями. Если учитель задаёт два столбика примеров, родители заставляют ребёнка выполнить четыре – «лучше будет знать!» Причём всё это делается за счёт свободного времени.

Ребёнок переутомляется, быстро устаёт и нередко начинает учиться не лучше, а хуже. Он теряет интерес к учению, которое становится для него тяжким, неинтересным трудом.

Если вы даёте дополнительные задания своему ребёнку, то количество и содержание должно быть согласовано с учителем.

Иногда дети стремятся, придя из школы, сразу сесть за уроки. Это стремление поощряют некоторые родители. У детей же такое желание вызывается их неумением переключаться с одного вида деятельности на другой. Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребёнок отдохнул, погулял и только после этого начал готовить уроки.

Долго сидеть за приготовлением уроков – это ещё не значит хорошо их приготовить. Бесконечное сидение за уроками, которые можно сделать гораздо быстрее, обычно объясняется неустойчивостью внимания детей, неумением сосредоточиться на одном предмете. Конечно, это отражается на качестве выполнения домашнего задания. Чтобы приучить ребёнка к усидчивости, родители должны поставить перед ним задачу – уложиться в определённое время, ставят перед ним часы. Он же, глядя на часы, учится распределять свои задания по времени.

Иногда для родителей оценки стоят на первом месте. В таком случае, неудачи в школе могут подрывать самооценку ребёнка. Здесь важно не завышать ожидания от ребёнка, а оценивать ребёнка исходя не только и не столько из успеваемости в школе. Не требуйте идеальности от ребёнка. Неудачи и трудности в школе – нормальная часть процесса обучения. Помогите ребёнку справляться с неудачами и учиться на ошибках: обсудите с ним, что пошло не так, и что надо сделать, чтобы улучшить ситуацию. Показывайте на своём примере, как вы решаете проблемы и относитесь к своим ошибкам.

Почаще напоминайте ребёнку, что вы его любите, и что ваша любовь не зависит от оценок в школе. Это поддерживает его энтузиазм и веру в свои силы, и, в конечном счёте, хорошо отражается на успеваемости.

И пожалуйста, проводите много времени вместе, даже если только вечером, даже если только на выходных. Отложите телефон и побудьте с ребёнком, поиграйте, поговорите.

Не сравнивайте ребёнка с другими детьми в классе или детьми знакомых. Все дети разные. Можно сравнить ребёнка с ним самим же в более ранний период – и обязательно отметить его прогресс. Избегайте абсолютного мышления: не говорите ребёнку, что он всегда такой-то и такой-то (вечно всё забывает, постоянно отвлекается). Если возникла проблема, обсудите конкретный случай, но не распространяйте это на всё и всегда.

Избегайте паники в стиле «все пропало»: ты столько пропустил, что нагнать уже не получится; ты так поздно сел за уроки, что ничего уже не успеешь. Вместо этого, фокусируйтесь на положительной стороне: уже поздно, конечно, но раз ты сел за уроки только сейчас, постарайся сделать самое главное, а завтра начинай делать уроки раньше.

Терпение родителей, доброжелательный тон – важное условие успешной помощи ребёнку в учении.

свернуть

Здоровая семья – здоровый ребёнок

Если хочешь воспитать своего ребёнка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести! В.А. Сухомлинский
развернуть

Семья – это социальный институт, участвующий в формировании личности человека. Каждый человек, рождаясь, имеет генетически заданные способности, однако личностью он становится, пройдя социализацию. Первыми в процесс социализации включается семья. Через родителей ребёнок учится социально опосредовать свои телесные и психические функции. Если родители соматически и психически здоровы, ведут здоровый образ жизни, то процесс социализации функций ребёнка будет успешен. Если же родители болеют, то ребёнок может копировать как сами симптомы, так и способы реагирования на болезнь, усваивая семейные стереотипы здоровья и болезни.

         Медики часто сталкиваются с детьми, чьи симптомы схожи с заболеваниями их родных не только потому, что есть фактор наследственной слабости систем органов, но и потому, что дети подражают своим близким. Однако, если, несмотря на заболевания, родные демонстрируют направленность на здоровый образ жизни, желание справиться с болезненными ощущениями, то ребёнок учится правильным способам сохранения и поддержания своего здоровья.

Формирование умений и навыков здорового образа  жизни.

Спорт в жизни родителей и детей.

Основные правила здорового образа жизни.

 

                                                                 Здоровье — это главное жизненное благо.

                                                                                                          Я. Корчак

«Берегите здоровье смолоду!» – эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребёнка. У человека  должно выработаться осознанное отношение к своему здоровью. Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребёнка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребёнку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет всё его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.

 Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей.

Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в младенческом возрасте. Фундамент здоровья закладывается в детстве: происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

К сожалению, среди потребностей человека, здоровье не стоит на первом месте. Поэтому многие родители не могут служить для ребёнка положительным примером здорового образа жизни, так как часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают проводить достаточное количество времени за просмотром телепередач, в итоге времени для занятий физкультурой, закаливанием, прогулкам на свежем воздухе не хватает.

Предлагаем Вам ответить на вопросы небольшой анкеты, которая поможет определить степень вашего отношения к здоровому образу жизни. Анкета «Здоровый образ жизни».

– Занимаетесь  ли вы с ребёнком физической  культурой и спортом?

 – Соблюдаете  ли вы режим дня?

– Знаете ли вы основные методы и принципы закаливания?

– Какое закаливание вы используете дома?

 Большинство родителей имеют представление о здоровом образе жизни, но не все его придерживаются. А ведь мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребёнка.

По исследованиям учёных здоровье человека на 50% – состоит из образа жизни, 20% – наследственность, 20% – окружающая среда и только 10% – здравоохранение.

Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми, а ведь для этого не так много и надо.

Спокойный психологический климат. Перебранки в присутствии ребёнка способствуют возникновению невроза.

Правильно организованный режим дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности. Кроме того, режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает к определённому ритму. Основными компонентами режима дня являются прогулка и сон. Пребывание на свежем воздухе способствует повышению сопротивляемости организма к болезням. После активной прогулки у ребёнка всегда нормализуется аппетит и сон.

Правильное питание, здесь очень важно соблюдать определённые интервалы между приёмами пищи. Основные ошибки в нашем питании это то, что мы едим много жирной пищи, добавляя различные приправы.

Занятия физической культурой и спортом, закаливанием. Для укрепления здоровья и нормализации веса эффективны ходьба и бег. Они обладают выраженным тренирующим эффектом и способствуют закаливанию организма. При закаливании одновременно происходит и повышение иммунитета за счёт увеличения выработки в организме интерферона и других защитных факторов. Поэтому, было бы хорошо, если закаливание стало общим семейным делом.

К закаливанию относят: воздушные ванны, водные ножные ванны, полоскание горла, контрастное воздушное закаливание, хождение босиком, контрастный душ. Если мы хотим видеть своего ребёнка здоровым – надо ежедневно проводить закаливающие процедуры.

Отсутствие вредных привычек. Удар по здоровью ребёнка наносят вредные наклонности родителей. Помните, что дети всегда, даже подсознательно, стараются копировать родителей, и, если ваш образ жизни трудно назвать здоровым, никакие запреты не заставят ваше чадо отказаться от вредных привычек!

Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять. Ребёнок счастлив и весел только тогда, когда у него здоровая семья.

Здоровая семья – это небосвод, на котором всегда светит солнце, взаимопонимание, уважение, любовь, дружба.

Формы совместного отдыха детей и родителей,

способствующие формированию ЗОЖ

  • Совместная интеллектуальная деятельность: интеллектуальные семейные игры, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, составление собственных кроссвордов.
  • Совместная трудовая деятельность: уборка в квартире, благоустройство территории вокруг своего дома, выполнение работ на приусадебном участке.
  • Совместная спортивная деятельность: посещение тренажерного зала, бассейна, спортивные занятия на стадионе всей семьёй, лыжные семейные прогулки.
  • Совместные подвижные, сюжетно-ролевые игры.

Родителям необходимо также знать

критерии эффективности воспитания ЗОЖ:

  • положительная динамика физического состояния вашего ребёнка;
  • уменьшение заболеваемости;
  • формирование у ребёнка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;
  • снижение уровня тревожности и агрессивности.

Уважаемые родители!

Если Вы хотите видеть своих детей счастливыми, помогите им сохранить своё здоровье. Постарайтесь сделать так, чтобы в Вашей семье занятия физкультурой и спортом и стали неотъемлемой частью совместного досуга.

С раннего детства воспитывайте у своих детей привычку заниматься физкультурой и спортом!

Уважайте спортивные интересы и пристрастия своего ребёнка!

Поддерживайте желание участвовать в спортивных мероприятиях школы!

Участвуйте сами в спортивных мероприятиях – это способствует укреплению вашего авторитета в глазах собственного ребёнка!

Воспитывайте в своих детях уважение к людям, занимающимся спортом!

Рассказывайте о своих спортивных достижениях в детстве и юности!

Дарите своим детям спортивный инвентарь и снаряжение!

Демонстрируйте свой пример занятиями физкультурой и спортом!

Совершайте прогулки на свежем воздухе всей семьей, походы и экскурсии!

Радуйтесь успехам в спорте своего ребёнка и его друзей!

На самом видном месте в доме помещайте награды за спортивные достижения своего ребёнка!

Поддерживайте своего ребёнка в случае неудач, закаляйте его волю и характер.

Здоровье вашего ребёнка является важнейшей ценностью и наша общая задача – сохранить и укрепить его.

свернуть