Родительский университет

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Основные задачи Родительского университета:

  • формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания;
  • обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Тематика встреч с родителями с рамках родительского университета посвящена центральным проблемам воспитания с учетом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды:

  • для родителей учащихся 1-4 классов – «Мой ребенок – младший школьник»,
  • для родителей учащихся 5-9 классов – «Мой ребенок – подросток»,
  • для родителей учащихся 10-11 классов – «Мой ребенок – старшеклассник».

Положение о родительском университете

развернуть

Взаимодействие учреждений образования с семьей.

Организация «родительских университетов»

    Актуальной формой организации работы с родителями в 2024/2025 учебном году в учреждениях общего среднего образования станет реализация проекта «Родительский университет». Назначение родительских университетов – психолого-педагогическое просвещение родителей, ознакомление с информацией по различным вопросам воспитания, создание условий, способствующих развитию взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.

   Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

   Основные задачи Родительского университета:

  • формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания;
  • обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

   Университет открывается и работает на базе ГУО «Плещицкая средняя школа».

В своей работе университет руководствуется:

         -   Кодексом Республики Беларусь об образовании;

         -   Кодексом Республики Беларусь о браке и семье;

    - Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2024/2025 учебном году»;

         Положением;

       - иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь, методическими материалами Министерства образования Республики Беларусь.

   Для организации работы родительского университета необходимо наличие следующих документов:

         - Копия приказа об организации родительского университета;

         - Положение о родительском университете;

         - План работы родительского университета;

      - наличие рубрики «Родительский университет» на официальном интернет-сайте учреждения образования.

   Университет находится в непосредственном подчинении директора школы.

   Руководство работой университета осуществляет заместитель директора по воспитательной работе Брич Е.Г.

   На официальном интернет-сайте учреждения образования создается рубрика «Родительский университет» с возможностью интерактивного общения целевой аудитории. Администрирование рубрики на общественных началах осуществляет учитель информатики, которому данная функция вменяется приказом директора школы.

   Организация образовательного процесса в университете осуществляется исходя из запросов родителей и законных представителей несовершеннолетних.

   Учебный год в университете начинается с 15 октября и заканчивается не позднее 25 мая учебного года и состоит из 4-х сессий:

1-я сессия – октябрь-ноябрь;

2-я сессия – декабрь-январь;

3-я сессия – февраль-март;

4-я сессия – апрель-май.

   Тематика занятий в университете разрабатывается по каждому направлению с учетом запросов родителей и законных представителей несовершеннолетних.

   К проведению занятий в университете могут привлекаться на добровольных началах преподаватели, педагоги, воспитатели, специалисты разных областей, а также представители родительской общественности, являющиеся признанными специалистами в своей профессиональной деятельности. Кадровые ресурсы формируются руководством родительского университета при поддержке директора школы.

   Обучение родителей может осуществляться как в очной, так и в заочной (дистанционной) форме по циклам:

         - 1 цикл для родителей обучающихся I ступени общего среднего образования,

         - II цикл— для родителей обучающихся II ступени общего среднего образования,

         - III цикл— для родителей обучающихся III ступени общего среднего образования.

   В случае ухудшения эпидемиологической обстановки применяется дистанционная форма обучения.

   Занятия в университете могут быть организованы в виде теоретических семинаров, семинаров-практикумов; дискуссионных занятий («круглый стол», диспут, дебаты и др.); тренинговых занятий; деловых и ролевых игр, педагогических чтений и др.

   Все участники родительского университета равноправны и могут вносить предложения по совершенствованию организации и содержания занятий; активно участвовать в работе университета; расширять тематику учебных модулей.

   Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком.

свернуть

План работы Родительского университета ГУО «Плещицкая средняя школа» Пинского района на 2024/2025 учебный год

развернуть

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Основные задачи Родительского университета:

  • формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» –для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,

II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.

Тема

Форма проведения

Сроки проведения

Участники

Ответственные

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IV классов

Ответственность родителей за воспитание и содержание детей:

1.«Как уберечь ребенка от насилия» 

2.Рекомендации «Как помочь ребенку хорошо учиться»

3.Просмотр видеоролика «Семейные традиции»

Круглый стол:

информационное сообщения

обучающий семинар

час общения

ноябрь (по договоренности с родителями учащихся)

Родители учащихся 1-4

классов

Классные руководители:

Самуйлик И.Н.,

Калиновская И.А.,

Дубинецкая З.Д.,

Литвинчик М.Г., Шарко Т.Н.,

педагог социальный Ковалева А.Д., педагог-психолог Кухаренок А.А.

«Положительные эмоции в жизни школьника»:

1.Значение положительных эмоций в жизни школьника

2. Влияние семьи на эмоциональное состояние ребенка

3. Формирование коммуникативных умений младших школьников

Круглый стол:

 

информационное сообщения

обучающий семинар

час общения

январь (по договоренности с родителями учащихся)

Родители учащихся 1-4

классов

Классные руководители:

Самуйлик И.Н.,

Калиновская И.А.,

Дубинецкая З.Д.,

Литвинчик М.Г., Шарко Т.Н.,

педагог социальный Ковалева А.Д., педагог-психолог Кухаренок А.А.

«Ребенок и компьютер»:

1.Значение компьютера в жизни школьника в современном мире жизни

2. Психологический час «Ребенок и компьютер»

 

3. В мире интеллектуальных игр

Дискуссионные качели:

обмен мнениями

занятие с элементами тренинга

 

калейдоскоп

март (по договоренности с родителями учащихся)

Родители учащихся 1-4

классов

Классные руководители:

Самуйлик И.Н.,

Калиновская И.А.,

Дубинецкая З.Д.,

Литвинчик М.Г., Шарко Т.Н.,

педагог социальный Ковалева А.Д., педагог-психолог Кухаренок А.А.

Здоровая семья – здоровый ребенок:

1.Понимание значения дружбы в жизни ребенка

 

2.      Встреча с фельдшером

 

3.«Движение – залог здоровья»

Интерактивное

занятие:

открытый микрофон

информация +

 

спортландия 

май (по договоренности с родителями учащихся)

Родители учащихся 1-4

классов

Классные руководители:

Самуйлик И.Н.,

Калиновская И.А.,

Дубинецкая З.Д.,

Литвинчик М.Г., Шарко Т.Н.,

учитель физической культуры и здоровья Дубинецкий Н.Л.

Тематика консультаций

для родителей учащихся I-IV классов

1. Воспитание вежливости

2. Профилактика жестокого обращения с детьми

3. Как на самом деле любить своих детей?

4. Микроклимат в семье и воспитание ребѐнка

5. Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях

6. Роль отца в воспитании ребенка

7. Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка

8. Семейные традиции ценности в воспитании детей

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов

«Роль семьи в правовом воспитании ребёнка»

1. Роль семьи в правовом воспитании подростка

2.Жизненные приоритеты и ценности подростков

3.Мотивация учиться у учащихся среднего звена

Мастерская общения:

 лекция

 

диалог

 

обмен мнениями

ноябрь (по договоренности с родителями учащихся)

Родители учащихся 5-9

классов

Классные руководители:

Кулина Я.Д.,

Пасовец О.В.,

Диковицкая И.П.,

Есько В.Г.,

педагог социальный Ковалева А.Д., педагог-психолог Кухаренок А.А.

«Причины и последствия детской и подростковой агрессии и пути коррекции в семье»

1.Причины и последствия детской и подростковой агрессии

2.Виртуальные друзья: можно ли доверять социальной сети

3.Как уберечь ребёнка от зависимостей

Интерактивное занятие:

 

занятие с элементами тренинга

мастер-класс

коллаж

январь (по договоренности с родителями учащихся)

Родители учащихся 5-9

классов

Классные руководители:

Кулина Я.Д.,

Пасовец О.В.,

Диковицкая И.П.,

Есько В.Г.,

педагог социальный Ковалева А.Д., педагог-психолог Кухаренок А.А.

Воспитание наказанием или добром и лаской.

1.Особенности общения с подростком

 

2.Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей

3.Совместный семейный досуг – лучший способ укрепления детско-родительских отношений

 

Круглый стол:

 

обмен мнениями

 

 анкетирование

 

 

презентации

март (по договоренности с родителями учащихся)

Родители учащихся 5-9

классов

Классные руководители:

Кулина Я.Д.,

Пасовец О.В.,

Диковицкая И.П.,

Есько В.Г.,

педагог социальный Ковалева А.Д., педагог-психолог Кухаренок А.А.

Особенности общения с подростками:

1. Особенности общения с подростком

2. Ребёнок в коллективе сверстников

      

3. Мотивация выбора подростками будущей профессии в связи с их самооценкой         

Практикум:

ролевая игра

 

 тестирование

 

презентация

май (по договоренности с родителями учащихся)

Родители учащихся 5-9

классов

Классные руководители:

Кулина Я.Д.,

Пасовец О.В.,

Диковицкая И.П.,

Есько В.Г.,

педагог социальный Ковалева А.Д., педагог-психолог Кухаренок А.А.

Тематика консультаций

для родителей учащихся V-IX классов

1. Роль отца и матери в воспитании ребенка

2. Как научить учиться с удовольствием?

3. Школьные конфликты

4. Трудности переходного возраста

5. Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ?

6. Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения?

7. Трудовое воспитание в семье

8. Компьютерные игры: польза или вред?

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся X-XI классов

Опасные игры в социальных сетях:

1.Опасные игры социальных сетей

2.Интернет-зависимость.

Пути профилактики и преодоления

Круглый стол:

лекция

памятка для родителей

ноябрь (по договоренности с родителями учащихся)

Родители учащихся 10-11

классов

Классные руководители:

Козирацкая Н.В., Боричевская Н.Л.

педагог социальный Ковалева А.Д., педагог-психолог Кухаренок А.А.

Психология ранней юности: проблемы и пути их решения:

1.Психология ранней юности

2.Взаимоотношения подростков и родителей

Практикум:

решение психологических

ситуаций

обмен мнениями

январь (по договоренности с родителями учащихся)

Родители учащихся 10-11

классов

Классные руководители:

Козирацкая Н.В., Боричевская Н.Л.

педагог социальный Ковалева А.Д., педагог-психолог Кухаренок А.А.

Помощь старшекласснику в профессиональном самоопределении

1.Определение профессиональных

склонностей и способностей

старшеклассников

2.Приоритеты

старшеклассников в выборе профессии

3.Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?

Круглый стол:

 

тестирование

 

 

 

презентация

 

 

практикум

март (по договоренности с родителями учащихся)

Родители учащихся 10-11

классов

Классные руководители:

Козирацкая Н.В., Боричевская Н.Л.

педагог социальный Ковалева А.Д., педагог-психолог Кухаренок А.А.

Семья и семейные ценности как основа воспитания подрастающего поколения:

1.Семейное воспитание - основа духовно- нравственного развития ребенка

2.Особенности ответственности несовершеннолетних. Памятка для родителей

Конференция:

 

 

урок духовной культуры

 

информация с памяткой

май (по договоренности с родителями учащихся)

Родители учащихся 10-11

классов

Классные руководители:

Козирацкая Н.В., Боричевская Н.Л.

педагог социальный Ковалева А.Д., педагог-психолог Кухаренок А.А.

Тематика консультаций

для родителей учащихся X-XI классов

1. Трудности личностного роста и их влияние на обучение

2. Научная организация учебного труда старшеклассников

3. Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников

4. Закон и ответственность несовершеннолетних

5. Формирование здорового образа жизни

6. Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе

7. Самореализация личности

8. Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников

свернуть

Как родители могут помочь ребенку учиться

развернуть

                                         Дать детям радость труда, радость успеха в учении,

                                         пробудить в их сердцах чувство гордости,

                                         собственного достоинства – это первая заповедь воспитания…

                                                                                             В.А. Cухомлинский

Родители придают большое значение образованию своих детей, но при этом не всегда точно знают, как помочь ребёнку с учёбой, а во что лучше не вмешиваться.

Особенно остро этот вопрос стоит с начальной школой, когда всё только начинается, закладывается база и определяется отношение к учёбе на все будущее.

Соблюдение режима дня — важное условие успешной учёбы ребенка.

Соблюдение режима помогает ребёнку справиться с учебной нагрузкой, способствует укреплению его здоровья, защищает его нервную систему от переутомления. У 20% учащихся слабое здоровье является основной причиной неуспеваемости в начальных классах.

При планировании учебной работы учащегося и других обязанностей по дому, свободных занятий, родителя важно иметь в виду, что всему должно быть отведено определённое время.

Если ребёнок не выспался – он не может думать продуктивно. Ребёнку необходимо спать минимум 8 часов в сутки. Научно доказано, что во время сна мозг не отдыхает, а усваивает новую информацию, полученную за день. Детикоторые высыпаются, учатся быстрее, лучше фокусируются и эффективнее запоминают.

Питание также важно: не слишком много, не слишком мало. Включите в рацион ребёнка жирную рыбу, яйца и орехи. И вода. Ребёнок должен пить достаточно воды. Купите ребёнку красивую многоразовую бутылку для воды и приучите регулярно ее выпивать и наполнять снова. Спорт несколько раз в неделю помогает мозгу справляться с нагрузками. Исследования показывают, что память и ясность мышления улучшаются уже после 15 минут тренировки. Отдых также необходим детям, как и учёба. Для начальных классов лучший отдых – это игра. В учёбе нужно делать перерывы: на каждые 25-30 минут активной учёбы необходимо 5-10 минут отдыхать. Время для домашнего задания нужно выделить днём или рано вечером, но не ночью. Лучше чтобы ежедневно это было одно и то же время, чтобы выработалась привычка. Самый сложный материал нужно повторить перед сном – тогда он лучше обработается мозгом ночью – и на утро легче вспомнится!

Обратите внимание на то, в каких условиях дома учится ваш ребёнок: на кухне при включенном телевизоре, перед компьютером с играми или в отдельной комнате, где ничего не отвлекает? Организуйте рабочее место для ребёнка – красивое и комфортное. Уберите всё, что может мешать. И старайтесь сами не отвлекать ребёнка.

Всякое необоснованное переключение ребёнка с одного дела на другое вредно и тем, что ребёнок вынужден бросать начатую работу, не закончив её. Если это войдет в систему, то у ребенка будет воспитана плохая привычка – не доводить дело до конца.

Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников.

Постоянно следите за записями домашних заданий в дневнике. Добивайтесь, чтобы ребенок записывал домашние задания.

Научите ребёнка учиться. Не делайте уроки за ребёнка, и не делайте уроки с ребёнком. Излишняя опека и контроль расслабляют. В результате, дети находятся в позиции ожидания помощи, указаний, поддержки. Дайте ребёнку возможность проявлять самостоятельность и ответственность.

Научите ребёнка, как организовать своё время, как работать эффективно, как ставить цели и добиваться их – а саму учёбу предоставьте ребёнку. Конечно, если ребёнок обратится за советом или попросит объяснить трудный материал, обязательно помогите ему. Но вместо того, чтобы решить за него задачу, объясните принцип решения. А еще лучше – посоветуйте ребёнку, что нужно сделать, чтобы самому найти ответ на свой вопрос. Так вы дадите ребёнку инструмент для успешной учёбы и уверенность в себе при любых обстоятельствах.

Лучшее, что вы можете дать ребёнку – это знание того, как он сам может найти, понять, и запомнить нужную ему информацию.

Все взрослые знают, что дела бывают срочные и несрочные, важные и не очень. Но детям это не так очевидно. Для детей, подготовка к тесту, чтение книги и компьютерная игра могут стоять на одном уровне срочности и важности. Вместе с ребёнком обсуждайте, какие дела у вас сегодня вечером важные, а какие не очень: приготовить ужин, погулять с собакой, поиграть на компьютере, поболтать с подругой. Вместе тренируйтесь ставить цели. Таким же образом, тренируйте ребёнка ставить самому себе цели: хочется в воскресенье поехать к другу в гости, значит, уроки нужно сделать в субботу. Дальше – цели более длительные: хочется получить хорошую оценку за тест, значит нужно учить слова каждый день, читать тексты и делать задания, на уроках активно работать и задавать вопросы, сделать конспект, а перед тестом все повторить вовремя.

Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка

Некоторые дети заняты весь день, больше взрослых: после школы они посещают тысячу кружков и секций, занимаются тремя видами спорта, у них есть репетиторы по многим предметам. А ещё родственники, друзья, общение, интернет, игры. И отдых, которого нет. Не старайтесь объять необъятное, не записывайте ребёнка в 10 кружков и секций. Лучше помочь самому ребёнку определить свои склонности и интересы – и отправить в соответствующую студию.

Иногда родители слишком спешат научить детей всему и сразу: читать в 2 года, английскому в 3 года, писать в 4, математике в 5... Излишняя нагрузка не по возрасту приводит к стрессу и усталости. При первых неудачах или трудностях родители расстраиваются. Ребёнок при этом теряет веру в свои силы и развивает негативное отношение к учёбе.

Родители нервничают и нанимают репетиторов. Это приводит к еще большей нагрузке – и всё по кругу. Относитесь терпеливо к процессу развития ребёнка. До школы и в самом начале школы игра и социальные навыки – намного важнее учёбы и знаний. И помните, что трудности в учёбе – это также шанс для ребёнка научиться решать проблемы, справляться с неудачами и учиться на своих ошибках.

Нередко родители помимо заданий учителя нагружают своего ребёнка дополнительными (необходимыми, по их мнению) учебными заданиями. Если учитель задаёт два столбика примеров, родители заставляют ребёнка выполнить четыре – «лучше будет знать!» Причём всё это делается за счёт свободного времени.

Ребёнок переутомляется, быстро устаёт и нередко начинает учиться не лучше, а хуже. Он теряет интерес к учению, которое становится для него тяжким, неинтересным трудом.

Если вы даёте дополнительные задания своему ребёнку, то количество и содержание должно быть согласовано с учителем.

Иногда дети стремятся, придя из школы, сразу сесть за уроки. Это стремление поощряют некоторые родители. У детей же такое желание вызывается их неумением переключаться с одного вида деятельности на другой. Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребёнок отдохнул, погулял и только после этого начал готовить уроки.

Долго сидеть за приготовлением уроков – это ещё не значит хорошо их приготовить. Бесконечное сидение за уроками, которые можно сделать гораздо быстрее, обычно объясняется неустойчивостью внимания детей, неумением сосредоточиться на одном предмете. Конечно, это отражается на качестве выполнения домашнего задания. Чтобы приучить ребёнка к усидчивости, родители должны поставить перед ним задачу – уложиться в определённое время, ставят перед ним часы. Он же, глядя на часы, учится распределять свои задания по времени.

Иногда для родителей оценки стоят на первом месте. В таком случае, неудачи в школе могут подрывать самооценку ребёнка. Здесь важно не завышать ожидания от ребёнка, а оценивать ребёнка исходя не только и не столько из успеваемости в школе. Не требуйте идеальности от ребёнка. Неудачи и трудности в школе – нормальная часть процесса обучения. Помогите ребёнку справляться с неудачами и учиться на ошибках: обсудите с ним, что пошло не так, и что надо сделать, чтобы улучшить ситуацию. Показывайте на своём примере, как вы решаете проблемы и относитесь к своим ошибкам.

Почаще напоминайте ребёнку, что вы его любите, и что ваша любовь не зависит от оценок в школе. Это поддерживает его энтузиазм и веру в свои силы, и, в конечном счёте, хорошо отражается на успеваемости.

И пожалуйста, проводите много времени вместе, даже если только вечером, даже если только на выходных. Отложите телефон и побудьте с ребёнком, поиграйте, поговорите.

Не сравнивайте ребёнка с другими детьми в классе или детьми знакомых. Все дети разные. Можно сравнить ребёнка с ним самим же в более ранний период – и обязательно отметить его прогресс. Избегайте абсолютного мышления: не говорите ребёнку, что он всегда такой-то и такой-то (вечно всё забывает, постоянно отвлекается). Если возникла проблема, обсудите конкретный случай, но не распространяйте это на всё и всегда.

Избегайте паники в стиле «все пропало»: ты столько пропустил, что нагнать уже не получится; ты так поздно сел за уроки, что ничего уже не успеешь. Вместо этого, фокусируйтесь на положительной стороне: уже поздно, конечно, но раз ты сел за уроки только сейчас, постарайся сделать самое главное, а завтра начинай делать уроки раньше.

Терпение родителей, доброжелательный тон – важное условие успешной помощи ребёнку в учении.

свернуть

Здоровая семья – здоровый ребёнок

Если хочешь воспитать своего ребёнка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести! В.А. Сухомлинский
развернуть

Семья – это социальный институт, участвующий в формировании личности человека. Каждый человек, рождаясь, имеет генетически заданные способности, однако личностью он становится, пройдя социализацию. Первыми в процесс социализации включается семья. Через родителей ребёнок учится социально опосредовать свои телесные и психические функции. Если родители соматически и психически здоровы, ведут здоровый образ жизни, то процесс социализации функций ребёнка будет успешен. Если же родители болеют, то ребёнок может копировать как сами симптомы, так и способы реагирования на болезнь, усваивая семейные стереотипы здоровья и болезни.

         Медики часто сталкиваются с детьми, чьи симптомы схожи с заболеваниями их родных не только потому, что есть фактор наследственной слабости систем органов, но и потому, что дети подражают своим близким. Однако, если, несмотря на заболевания, родные демонстрируют направленность на здоровый образ жизни, желание справиться с болезненными ощущениями, то ребёнок учится правильным способам сохранения и поддержания своего здоровья.

Формирование умений и навыков здорового образа  жизни.

Спорт в жизни родителей и детей.

Основные правила здорового образа жизни.

 

                                                                 Здоровье — это главное жизненное благо.

                                                                                                          Я. Корчак

«Берегите здоровье смолоду!» – эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребёнка. У человека  должно выработаться осознанное отношение к своему здоровью. Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребёнка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребёнку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет всё его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.

 Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей.

Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в младенческом возрасте. Фундамент здоровья закладывается в детстве: происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

К сожалению, среди потребностей человека, здоровье не стоит на первом месте. Поэтому многие родители не могут служить для ребёнка положительным примером здорового образа жизни, так как часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают проводить достаточное количество времени за просмотром телепередач, в итоге времени для занятий физкультурой, закаливанием, прогулкам на свежем воздухе не хватает.

Предлагаем Вам ответить на вопросы небольшой анкеты, которая поможет определить степень вашего отношения к здоровому образу жизни. Анкета «Здоровый образ жизни».

– Занимаетесь  ли вы с ребёнком физической  культурой и спортом?

 – Соблюдаете  ли вы режим дня?

– Знаете ли вы основные методы и принципы закаливания?

– Какое закаливание вы используете дома?

 Большинство родителей имеют представление о здоровом образе жизни, но не все его придерживаются. А ведь мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребёнка.

По исследованиям учёных здоровье человека на 50% – состоит из образа жизни, 20% – наследственность, 20% – окружающая среда и только 10% – здравоохранение.

Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми, а ведь для этого не так много и надо.

Спокойный психологический климат. Перебранки в присутствии ребёнка способствуют возникновению невроза.

Правильно организованный режим дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности. Кроме того, режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает к определённому ритму. Основными компонентами режима дня являются прогулка и сон. Пребывание на свежем воздухе способствует повышению сопротивляемости организма к болезням. После активной прогулки у ребёнка всегда нормализуется аппетит и сон.

Правильное питание, здесь очень важно соблюдать определённые интервалы между приёмами пищи. Основные ошибки в нашем питании это то, что мы едим много жирной пищи, добавляя различные приправы.

Занятия физической культурой и спортом, закаливанием. Для укрепления здоровья и нормализации веса эффективны ходьба и бег. Они обладают выраженным тренирующим эффектом и способствуют закаливанию организма. При закаливании одновременно происходит и повышение иммунитета за счёт увеличения выработки в организме интерферона и других защитных факторов. Поэтому, было бы хорошо, если закаливание стало общим семейным делом.

К закаливанию относят: воздушные ванны, водные ножные ванны, полоскание горла, контрастное воздушное закаливание, хождение босиком, контрастный душ. Если мы хотим видеть своего ребёнка здоровым – надо ежедневно проводить закаливающие процедуры.

Отсутствие вредных привычек. Удар по здоровью ребёнка наносят вредные наклонности родителей. Помните, что дети всегда, даже подсознательно, стараются копировать родителей, и, если ваш образ жизни трудно назвать здоровым, никакие запреты не заставят ваше чадо отказаться от вредных привычек!

Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять. Ребёнок счастлив и весел только тогда, когда у него здоровая семья.

Здоровая семья – это небосвод, на котором всегда светит солнце, взаимопонимание, уважение, любовь, дружба.

Формы совместного отдыха детей и родителей,

способствующие формированию ЗОЖ

  • Совместная интеллектуальная деятельность: интеллектуальные семейные игры, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, составление собственных кроссвордов.
  • Совместная трудовая деятельность: уборка в квартире, благоустройство территории вокруг своего дома, выполнение работ на приусадебном участке.
  • Совместная спортивная деятельность: посещение тренажерного зала, бассейна, спортивные занятия на стадионе всей семьёй, лыжные семейные прогулки.
  • Совместные подвижные, сюжетно-ролевые игры.

Родителям необходимо также знать

критерии эффективности воспитания ЗОЖ:

  • положительная динамика физического состояния вашего ребёнка;
  • уменьшение заболеваемости;
  • формирование у ребёнка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;
  • снижение уровня тревожности и агрессивности.

Уважаемые родители!

Если Вы хотите видеть своих детей счастливыми, помогите им сохранить своё здоровье. Постарайтесь сделать так, чтобы в Вашей семье занятия физкультурой и спортом и стали неотъемлемой частью совместного досуга.

С раннего детства воспитывайте у своих детей привычку заниматься физкультурой и спортом!

Уважайте спортивные интересы и пристрастия своего ребёнка!

Поддерживайте желание участвовать в спортивных мероприятиях школы!

Участвуйте сами в спортивных мероприятиях – это способствует укреплению вашего авторитета в глазах собственного ребёнка!

Воспитывайте в своих детях уважение к людям, занимающимся спортом!

Рассказывайте о своих спортивных достижениях в детстве и юности!

Дарите своим детям спортивный инвентарь и снаряжение!

Демонстрируйте свой пример занятиями физкультурой и спортом!

Совершайте прогулки на свежем воздухе всей семьей, походы и экскурсии!

Радуйтесь успехам в спорте своего ребёнка и его друзей!

На самом видном месте в доме помещайте награды за спортивные достижения своего ребёнка!

Поддерживайте своего ребёнка в случае неудач, закаляйте его волю и характер.

Здоровье вашего ребёнка является важнейшей ценностью и наша общая задача – сохранить и укрепить его.

свернуть