Советы психолога

Советы психолога родителям.
 
1. Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
2. Несмотря ни на что, сохраняйте положительное представление о своем ребенке.
3. Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
4. Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятия решений.
5. Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами.
6. Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезмерными.
7. Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни компьютер, ни телевизор не заменят ему Вас.
8. Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
9. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
10. Почаще высказывайте свои пожелания учителю, работающему с вашим ребенком.
11. Общайтесь с семьями, где есть дети. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
12. Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет, и ему придется жить самостоятельно.
 
Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
 
 
 
 
 
 
 
 

Безопасность ребенка в Интернете. Памятка родителям.

развернуть

Современные дети значительно отличаются от детей не только прошедшего столетия, но и последних десятилетий. Теперь дети стали реже гулять, меньше общаться со сверстниками, предпочитая виртуальных друзей. Привычные возгласы мам "Опять на улицу собрался?!" сменились не меньшими по эмоциям "Опять в Интернете сидишь?!". К сожалению, это реалии времени, с которыми необходимо считаться. Интернет все больше вторгается в нашу жизнь. И дети начинают с ним знакомство порой в очень раннем возрасте.

Виртуальное пространство – увлекательный мир, его возможности безграничны. Но Сеть таит в себе много опасностей, неискушенное чадо может быть очень легко обмануто, его доверие несложно завоевать посредством Интернета даже при помощи обычной переписки. Этим, как правило, и пользуются киберпреступники. Чтобы обезопасить юного пользователя от возможных бед, надо провести подробный инструктаж перед тем, как он начнет осваивать киберпространство.

Первое. Расскажите ребенку, что представляет собой Интернет-пространство, чем полезен Интернет, что можно там найти интересного и что негативного можно встретить. Лучше представить виртуальную сеть как помощника в поиске информации или как средство образования, а не как возможность для развлечений и удовольствий, чтобы ребенок не просиживал все свободное время в сети, а правильно распределял его по необходимости.

Второе. Договоритесь с ребенком, сколько времени он будет проводить в сети. Для каждого возраста должно быть свое время – чем старше ребенок, тем больше он может находиться в сети, но определенные рамки все равно должны сохраняться. Десятилетнему ребенку достаточно и 30 минут. Можно создать список домашних правил пользования Интернетом, где будет указан перечень сайтов, которые можно посещать, информация о защите личных данных, этика поведения в сети и прочее.

Третье. Предупредите свое чадо о том, что в сети он может столкнуться с запрещенной информацией и злоумышленниками. Речь идет о насилии, наркотиках, порнографии, страницах с националистической или откровенно фашистской идеологией. Ведь все это доступно в Интернете без ограничений. Часто случается так, что просмотр подобной информации даже не зависит от ребенка – на многих сайтах отображаются всплывающие окна, содержащие любую информацию, чаще всего порнографического характера. При столкновении с негативным контентом ребенок обязательно должен рассказать об этом родителям.

Четвертое. Приучите детей к конфиденциальности. Если на сайте необходимо, чтобы ребенок ввел имя, помогите ему придумать псевдоним, не раскрывающий никакой личной информации. Расскажите детям о том, что нельзя сообщать какую-либо информацию о своей семье – делиться проблемами, рассказывать о членах семьи, о материальном состоянии, сообщать адрес.

Пятое. Беседуйте с детьми об их виртуальных друзьях и о том, чем они занимаются так, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни. Часто педофилы регистрируются на детских сайтах, вступают в переписку с ребенком, общаются длительное время – все это для определенной цели –завоевать доверие ребенка и добиться встречи с ним. Каковы могут быть последствия встречи, догадаться несложно. Приучите детей рассказывать о встречах в реальной жизни.  Если ребенок хочет встретиться с другом, он обязательно должен сообщить об этом взрослым.

Шестое. Расскажите о мошенничествах в сети – розыгрышах, лотереях, тестах, чтобы ребенок никогда, без ведома взрослых, не отправлял смс, чтобы узнать какую-либо информацию из Интернета.

Седьмое. Объясните детям, что никогда не следует отвечать на мгновенные сообщения или письма по электронной почте, поступившие от незнакомцев. Если ребенка что-то пугает, настораживает или кто-то угрожает в переписке, в письме, он обязательно должен сообщить об этом взрослым.

Ознакомьте ваше чадо с этими простыми правилами, и он будет иметь представление о том, с чем может столкнуться в Интернете, и будет знать, как вести себя в этом случае. Если ребенок будет вам доверять и рассказывать все, что впечатлило его в сети, с кем он познакомился, вы сможете избежать очень серьезных бед, таких как похищение ребенка посредством сети и сексуальная эксплуатация детей. Но не переборщите – не надо запугивать ребенка Интернетом, говорить, что это очень опасная и страшная штука, но ей надо уметь пользоваться. Ребенок должен усвоить мысль, что Интернет – это друг, и если правильно с ним «дружить», можно извлечь из этого очень много пользы. А правильно «дружить» с ним научить может только взрослый. Так что все карты вам в руки.

свернуть

Учреждения, оказывающие психиатрическую, психотерапевтическую и психологическую помощь

развернуть

   «Телефон доверия» для взрослых и детей - 8(0162) 25-57-27

   Короткий номер 170

   Общенациональная детская телефонная линия (анонимный телефон доверия для несовершеннолетних) - 8-801-100-16-11

    УЗ "Пинская центральная поликлиника"

     Филиал "Межрайонный психоневрологический диспансер"

г. Пинск, ул. Рокоссовского, 8,

тел.: (0165) 32-67-00

e-mail: pinsk-pnd@tut.by

    УЗ «Пинская центральная поликлиника» Филиал «Детская поликлиника»

    Центр дружественный подросткам «НАДЕЖДА»

г. Пинск, ул. Завальная,18

тел. 35-16-58

Для подростков и молодежи от 12 до 21 года,родителей

    Республиканский научно-практический центр психического здоровья

 г. Минск, Долгиновский тракт, 152

 телефон/факс: +375 17 289-80-48

 справочная, тел: 289-80-46

 приемное отделение, тел: 289-87-32

 Е-mail: rkpb@mail.belpak.by

 Учреждения по профилактике пьянства (алкоголизма), наркомании, ВИЧ:  

 УЗ "Пинская центральная поликлиника"

Филиал «Пинский межрайонный наркологический диспансер»

г. Пинск, ул. Рокоссовского, 8.

Тел.: 33-64-09; 33-67-20

   Пинский зональный центр гигиены и эпидемиологии

 г. Пинск ул. Гайдаенко д. 5

 тел.: (0165) 37-38-82 (главный врач)

 37-38-92 (телефон «горячей» линии)

 Е-mail: pncge@brest.by

 Анонимная помощь несовершеннолетним в УЗ  «Брестский областной наркологический диспансер»

 г. Брест, ул. Северный городок, корпус 7,

тел. подросткового кабинета 8 (0162) 28- 20- 49

 Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья

г. Минск, ул. Казинца, 50

Факс: 278-42-07

E-mail: mail@rcheph.by

 Отдел профилактики ВИЧ/СПИД и отдел общественного здоровья

г. Минск, ул. К.Цеткин, 4

Отдел общественного здоровья: 310-37-22 (факс: 200-36-32)

свернуть

Практические рекомендации родителям по оказанию помощи и поддержки детям, находящимся в тяжёлом эмоциональном состоянии

развернуть

   Наши дети, подрастая, все больше отдаляются от нас. Причем, чем меньше мы им уделяем внимания, тем они все дальше и жестче их отдаление. К сожалению, это может быть вызвано состоянием отчаяния, нередко переживаемым подростками.  Мы, взрослые, не только можем, но и обязаны вовремя заметим, что с ребёнком что-то происходит и помочь выбраться из кризиса.

Состояние отчаяния может быть вызвано следующими причинами:

  • Социальная изоляция. Ребёнок не имеет друзей, чувствует себя отверженным, одиноким. Страдания по этому поводу являются очень сильными для подростков, т.к. в данном случае не удовлетворяются их возрастные потребности в понимании, принятии.
  • Конфликты и неудачи в сфере человеческих отношений. Ссора, неудачи   или частые конфликты с близкими людьми могут восприниматься как крайне значимые и травмирующие.
  • Нестабильное окружение. Серьёзный кризис в отношениях с родителями или родителей друг с другом, развод родителей, алкоголизм родителей.
  • Насилие. Подросток подвергается физическому, сексуальному или моральному насилию.
  • Тяжёлая жизненная ситуация. Тяжёлое заболевание, смерть кого-то из близких или друзей.
  • Несчастная любовь. Безответная любовь или разрыв романтических отношений.
  • Нестабильное эмоциональное состояние. Депрессия.

Депрессия – патологическое снижение настроения и падение активности. Наибольшая опасность депрессии – возникновение суицидальных мыслей.

Особенности протекания детской депрессии:

- сниженное настроение: от лёгкой грусти до полного отчаяния;

- печаль, тоска, апатия, снижение активности;

- чувство душевной боли;

- нарушения сна (затруднённое засыпание, ночные пробуждения, чуткий сон);

- повышенная утомляемость;

- повышенный уровень тревоги;

- возможно повышение агрессивности, конфликтности, вспыльчивость;

- погружённость в печальные переживания, заниженная самооценка, пессимистичное восприятие будущего.

Суициду наиболее подвержены:

- эмоционально неустойчивые, чувствительные, ранимые, пессимистичные;

- склонные к импульсивным, необдуманным поступкам;

- склонные к сосредоточенности на эмоциональной проблеме и к формированию сверхзначимого отношения к ней;

- негибкие в общении;

- замкнутые, имеющие ограниченный круг друзей.

! Что в поведении ребёнка должно насторожить родителей:

- резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учёбе и оценкам;

- подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон в течение продолжительного времени;

- резкое изменение поведения (стал неряшливым, отдаляется от родителей, друзей, раздаривает дорогие ему вещи);

- вызывающее поведение;

- поведение саморазрушения (частые травмы, падения, безрассудство);

- ребёнок прямо или косвенно говорит о желании умереть, убить себя, нежелании жить.

   Если в поведении подростка есть какие-то изменения, которые вы не можете объяснить, необходимо обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.

Уважаемые родители!

    Вы должны оставаться самим собой. Остальное воспринимается как обман, пусть и непреднамеренный, звучит фальшиво и не является искренним для вас или вашего ребенка.

    В вашу задачу входит вступить с сыном или дочерью в доверительные отношения, чтобы он смог рассказать вам правду о том, что у него на уме. Нужно, чтобы он чувствовал себя на равных с вами, как с другом.

    Что именно вы говорите (или не говорите) - не столь важно. Важно, КАК вы это говорите. Если вы не можете найти нужных слов, но переживаете искреннюю заботу, ваш голос, интонация передаст ее.

    Имейте дело с человеком, а не «Проблемой». Говорите, как равный; а не как старший. Если вы попытаетесь действовать как учитель или эксперт, или прямолинейно разрешать проблемы (что обычно и делают родители), это может оттолкнуть вашего ребенка.

    Сосредоточьте свое внимание. Вслушивайтесь в чувства, а не только в факты, и в то, о чем умалчивается, наряду с тем, о чем говорится. Позвольте человеку, не перебивая, излить душу.

    Не думайте, что вам следует что-то говорить каждый раз, когда возникает пауза. Молчание дает каждому из вас время подумать.

    Проявите искренне участие и интерес, не применяйте допроса с пристрастием. Простые, прямые вопросы («Что случилось?», «Что произошло?») будут менее угрожающими, чем сложные, «расследующие» вопросы.

    Направляйте разговор в сторону душевной боли, а не от нее. Ваш сын или дочь хотят рассказать вам о личных и болезненных вещах, которые трудно услышать большинству людей.

    Постарайтесь увидеть и почувствовать ситуацию глазами вашего ребенка. Будьте на его стороне, не принимайте сторону людей, которым он может причинять боль или которые причиняют боль ему.

    Дайте возможность сыну или дочери найти свои собственные ответы, даже если вы считаете, что знаете очевидное решение или выход.

    Во многих случаях решения просто не существует, и ваша роль заключается в том, чтобы оказать дружескую поддержку, выслушать, быть со своим ребенком, который страдает. Предоставление времени, внимания и заботы может показаться недостаточным. Люди в состоянии горя, находящиеся в ситуации, кажущейся безвыходной, могут заставить вас чувствовать себя беспомощными и глупыми. К счастью, вы не должны обязательно выработать какое-то определенное решение, немедленно изменить жизнь или даже спасать ее. Ваш сын или дочь спасутся сами и изменят свою жизнь. Доверяйте им.

    Когда вы не знаете, что сказать, не говорите ничего. Но будьте рядом!

   Ребёнок должен знать: пусть все осудят, весь мир, но я домой прихожу, и меня любят. Это даёт желание жить.

свернуть

"Синий кит": психолог даёт важные советы

развернуть

  Паника родителей, которые узнали о "группах смерти" и опасности, которую они могут нанести их детям, не сбавляет свои обороты. Поэтому известный психолог Светлана Ройз продолжает помогать справиться с волной паники и найти способы уберечь детей от опасных групп в социальных сетях.

     На своей странице в социальной сети Facebook психолог назвала вопросы, которые должен задать себе каждый родитель, чтобы понять, насколько вы близки со своим ребенком, и что сделать для того, чтобы наладить отношения с чадом.

     "По мотивам волны паники. О том, существует ли "группа риска", что мы, взрослые, можем делать, чтобы нашим детям становилось безопаснее и радостнее жить. И о любви. Я собрала темы-вопросы, которые в моей компетенции и могут пригодиться. Как глобальная профилактика", – пишет Светлана.

1. Многие дети боятся взрослеть. Они не верят, что во взрослой жизни их ждёт что-то хорошее. Могут ли дети, глядя на нас, поверить, что взрослая жизнь несёт что-то, кроме тяжести и ответственности? Есть ли в нашей жизни, несмотря на всю ее сложность - радость и жизненность? Дети смотрят в будущее через нас, как через фильтр? Говорим ли мы - вот вырастешь, узнаешь, как это сложно?

2. Может ли ребёнок рассказать нам о том, что его беспокоит, о чем-то тяжелом и сложном. Зная, что его просто выслушают, поддержат, не будут давать советы, не будут кричать, что он разочаровал, расстроил. Может ли он опереться на нашу силу. Может ли рассчитывать на нашу помощь, если она нужна. Знает ли ребенок, что вы сможете выдержать любые его эмоции.

3. Умеет ли ребёнок быть сам? Умеет ли малыш играть сам или сразу тянется к мультикам, умеет ли ребёнок 6 лет находить сам себе занятия или часто говорит "мне скучно", придумайте что-то для меня. Иногда ребёнок уходит в сеть - от того, что просто не знает, куда направить своё внимание.

4. Даём ли мы возможность ребёнку отдохнуть? (Малышу - поиграть, взрослому - побыть самому). Хватает ли ему времени на восстановление-отдых? Нет ли у него ощущения, что вся его жизнь превратилась "в школу"... школа - важная, но только часть жизни. Ребенок будет искать возможности выйти из-под пресса ответственности и усталости.

5. Прощает ли он себе ошибки, и позволяют ли взрослые ему ошибаться?

6. Не нагружен ли ребёнок чрезмерно ожиданиями родителей, не висит ли на нем грузом - "у нас в семье все академики (математики, художники и так далее)

7. На что может повлиять ребёнок в реальной жизни? Есть ли у ребёнка от 4 лет его маленькая ответственность дома? Может ли он хоть в чем-то сам принимать решение.

8. Осознаёт ли он ценность заботы о своём теле - тело - наш первый "дом". Если нам в нем плохо и небезопасно - в глобальном доме-в мире - сложно будет почувствовать комфорт. Видит ли он, как заботимся о нашем теле мы (зарядки-тренировки, сбалансированное питание, душ и т.д.)

9. Позволяет ли он себе просить о помощи и принимать помощь?

10. Знаем ли мы об особенностях возраста ребёнка? О том, что имеет смысл от него ожидать, а что совершенно нереально.

11. Может ли он сказать "нет", когда это нужно? Может ли отстоять свои границы, сказать "это моё"? Позволяет ли он себе задавать неудобные вопросы?

12. Что ребенок о себе думает сам. Что говорит о себе. Что в себе ценит. Мы обращаем внимание только на его ошибки или на зрелые черты, в том числе?

13. Ну и самое главное. Близость. Есть в семье ощущение эмоциональной связи.

Будьте искренни с собой, ответьте на вышеперечисленные вопросы, найдите свои ошибки в вашем стиле воспитания и общения с детьми. Уберегите свое чадо от возможной опасности.

свернуть

Рекомендации родителям по развитию позитивной адекватной самооценки ребенка

развернуть
  • Для того чтобы повысить самооценку ребенка, оказывайте ему поддержку, проявляйте искреннюю заботу о нем и как можно чаще давайте позитивную оценку его действиям и поступкам.
  • Прежде всего, необходимо как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых.
  • Отрицательное влияние не формирование адекватной самооценки ребенка оказывает сравнение его результатов с результатами других детей. Если вы все-таки хотите провести сравнение, то лучше сравнить результаты ребенка с его собственными, которых он достиг ранее.
  • При общении с ребенком постарайтесь установить визуальный контакт, такое прямое общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребенка.
  • Рассказывайте ребенку о своих собственных затруднениях, испытанных вами в тех или иных ситуациях (в нынешний период, в детстве), и как вы с ними справлялись. Это поможет расширению поведенческого репертуара ребенка и осознанию того, что и у других людей существуют проблемы, сходные с его проблемами.
  • Необходимо быть последовательным в воспитании ребенка. Повышению самооценки ребенка способствует демократический стиль воспитания. Обратного эффекта можно достичь, используя авторитарный и попустительский стили.
  • Положительное влияние на самооценку ребенка оказывает большое количество приятных событий (поездки, путешествия и т.д.) и отсутствие или снижение количества отрицательных событий.
  • Выработке адекватной самооценки способствует хорошее физическое развитие и здоровье.
свернуть